История подвига 47 ронинов трогательно-героична и для японцев несет нечто более глубокое , чем просто эпохальный исторический факт. В нем как нельзя более ярко отразилось духовное своеобразие не только самураев, но и всего японского народа. Об этой истории написаны целые тома книг.



Пятнадцатого дня последнего месяца 15 года эры Гэнроку (1702 год) столицу Японии Эдо (современный Токио) потрясла в высшей степени необычная новость. Ранним утром во время седьмой стражи на дом церемониммйстера при дворе сегуна было совершено вооруженное нападение.Был убит крпупный государственный чиновник Кира Ёсинака, его голова отрублена и водружена а могилу даймё Асано Нагонори. Все самураи - ронины, учавствующие в нападении добровольно сдались властям.

За один год девять месяцев до этого события. Незадолго до окончания визита императорских послов к сёгуну в "Сосновом коридоре" дворца сёгуна тридцатипятилетний Асано Наганори с мечом в руке атаковал престарелого Кира Ёсинака - главу знатного аристократического рода и церемониймейстера при дворе сёгуна. С возгласом :"Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давешнее?!" Асано ударил Кира мечом в лоб, но удар оказался не смертельным: Кира был лишь легко ранен и пустился бежать. Асано ещё дважды ударил его мечом (оба удара пришлись в правое плечо Кира), но все раны оказались незначительными.

Что послужило причиной нападения до сих пор остается неясно. Одни исследователи предлагают считать причиной нападения Асано внезапную вспышку гнева, другие указывают на некие недоразумения вокруг секрета добычи соли, которым владел клан Ако, третьи считают поводом соперничество соляных производств Ако и Кира. Самая распостраненая версия описана в дневнике Асахи Бундзаэмона "Записки из клетки попугая". Дело в том что, по традиции каждый даймё, согласно установленной очереди должен был руководить приемом императорских послов. Кира обычно участвовал в подготовке за это даймё его одаривали. Все знали что к Кире за наставлением нужно обращаться только с подарком. Асано же считал эту систему порочной. Так как Кира подарка не получил соответственно отказался помочь разобраться в тонкостях дворцового этикета. Принимая послов Асано допустил много ошибок и был опозорен.

Асано был обезоружен и под конвоем отправлен под арест.Приговор был суров, наказанием было избрано сэппуку - ритуальное вспарывание живота. Преступление Асано, по нормам того времени, было тяжко. Если бы Асано напал на Кира в припадке безумия, наказанию подвергся бы только он сам. Но в данном случае речь шла о заведомо продуманной мести, поэтому наказание распространялось на весь клан: владения Асано были конфискованы. клан расформирован, и все самураи, служившие Наганори, оказались не у дел. Они лишились источника существования и превратились в ронинов - вассалов без господина.
По традиции перед самоубийством Асано оставил предсмертные стихи (дзисэй): Под порывом весеннего ветра

 

Цветы опадают.
Я еще легче
С жизнью прощаюсь.
И все ж - почему?


Ронины приняли решение отомстить за своего господина.Предводителем был выбран Оиси Кураносуке. Желавшие отомстить находились в сложном положении. Всем было ясно, что ронины клана Ако попытаются отомстить. Поэтому за ними велось наблюдение. Ронинам следовало быть бдительными. Члены союза мстителей рассредоточились по разным местам, друг с другом напрямую не общались, но все поддерживали связь через Оиси.

Необходимо было отвлечь от себя внимание и всем своим видом показать полное безразличие к уже прошедшим событиям. Многие из заговорщиков проявили сой актерский талант и сообразительность, представляясь торговцами и простолюдинами. Оиси настолько умело инсценировал пьяную разгульную жизнь, проводя все свое время в увеселительных заведениях., что даже друзья поверили в его моральное падение, а наблюдатели Киры решили что он пропал оканчательно и больше не представляет опасности. После того как Оиси донесли, что усиленная охрана особняка Кира снята, он отдал приказ членам союза тайно перебираться в Эдо.

Егото Нориячу Устроился торговать апельсинами почти рядом с особняком Киры, и вел наблюдение. Хорибэ Якубэй под вымышленным именем открыл школу фехтования недалеко от дворца Киры.Все это было лишь прикрытием: основной и единственной целью было выяснение маршрутов передвижений Кира по городу и режима жизни его особняка.

В результате всех усилий заговорщики узнали более или менее подробный план замка, хотя и не точный: перестроенные части особняка не были на нем отмечены.Кира был любителем чайной церемонии и находился в дружеских отношениях со знатоком в этой области Ямада Сорин, дом которого находился неподалеку. Отака Гэнго - один из сорока семи - в юности изучал это искусство, и он, под видом купца и Осака, поступил в ученики к Сорину. От него удалось узнать, что в последнем месяце года Кира намеревается устроить у себя большую чайную церемонию. Дата постоянно менялась, наконец Ёкогава Кампэй выяснил, что церемония назначена на 14-е число 12-го месяца. Это означало, что ночью Кира
будет в своем особняке. Нападение было решено осуществить в ту же ночь.

Чтобы не вызывать подозрений своим внешним видом, решили переодеться в форму пожарных.Разделившись на два отряда, вассалы двинулись к главным и задним воротам особняка. По сигналу штурм начался одновременно с двух сторон. Было 4 часа утра. В доме все спали. Сопротивление охраны было подавлено относительно быстро. Нападавшие рассеялись по комнатам в поисках Кира Ёсинака. Его нигде не было. Наконец, он был обнаружен в кладовке для угля. Лицо его было густо покрыто угольной пылью, и опознать его удалось по шрамам, оставшимся от ударов меча Асано Наганори. Тем же мечом ему и отрубили голову. Месть, таким образом, осуществилась.

Поднявшийся во время сражения шум обеспокоил соседей, и на крышах ближайших домов стали появляться воины. Ронины объяснили им все как есть. И НИКТО ИЗ СОСЕДЕЙ НЕ СТАЛ ВМЕШИВАТЬСЯ. Такое попущение может быть понято однозначно: они понимали, что МЕСТЬ ЗА ГОСПОДИНА, СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ (ГИРИ) его вассалов. А гири в самурайской этике ставился превыше всего. Уходя из дворца, ронины громко обратились к соседям со словами благодарности за проявленную ими негласную поддержку.

После штурма Оиси отрядил двух самураев чтобы они сами доложили о случившемся главному полицейскому столицы. Остальные пошли на могилу господина. Совершив молитву у могилы водрузили перед ней отрубленную голову Кира. Затем они сообщили настоятелю монастыря о своем желании совершить сэппуку вблизи могилы Асано. Настоятель известил об этом вышестоящее начальство. Ронины были взяты под стражу, и их дело стало предметом разбирательства в правительстве.

Разбирательство длилось почти полтора месяца. Общественное мнение было целиком на их стороне.Крайние сторонники сорока семи ронинов требовали их амнистии. Но существовал и диаметрально противоположный взгляд. Если бы вассалы Ако совершили самоубийство сразу после штурма, это было бы достойно. Но больше месяца смиренно ожидать решения правительства, как это они сделали, надеясь, что под влиянием общественного мнения им удастся сохранить жизнь, - позорно, такое поведение недостойно самурая. Упрекали вассалов и в другом. Например, в том, что они не осуществили акт отмщения сразу после гибели Асано. Почти два года было потрачено на подготовку плана мести, говорили они, а ведь за это время престарелый Ёсинака мог умереть своей смертью, и месть, таким образом, могла не состояться.

В результате 4-го числа 2-го месяца (1703) бакуфу вынесло решение: всем рёнинам предписывалось совершить сэппуку. Решение принято компромиссное - сэппуку не было обычным наказанием за такой поступок. Ведь ронинами совершено тяжкое преступление: вооруженный мятеж с предварительным конспиративным сговором. Людей их ранга (достаточно невысокого) за такое обычно ждала казнь через отсечение головы. К более почетной - сэппуку - в подобных случаях приговаривались только дайме - владетельные феодалы.

Впрочем, в штурме принимали участие сорок семь вассалов, а самоубийством жизнь покончили только сорок шесть: один из них - Тэрадзака Китиэмон - сразу же после штурма особняка Кира исчез. Возможно, Оиси, поступив так, надеялся сохранить жизнь хотя бы одному свидетелю - непосредственному участнику событий. Как очевидец событий Тэрадзака свою миссию выполнил: им было написано два сочинения об этом: "Тэрадзака Китиэмон хикки" ("Записки Тэрадзака Китиэмона" и "Тэрадзака Нобуюки сики" ("Личные записи Тэрадзака Нобуюки".

После смерти 47 ронинов вдова Ядзомо Моотоки пришла на могилу мужа и написала стихи и совершила сэппуку.

За господина
ты- воин, без тени сомнений
отдал жизнь,
но сохранил
свое доброе имя