Сюнга — японские эротические гравюры, широко распространенные в средневековой Японии. Многие выдающиеся и прославленные мастера гравюры — от Моронобу Хисикавы до Куниёси Итиюсая — на протяжении более чем двух столетий активно способствовали процветанию жанра. Сюнга в Японии воспринимается как вполне естественный сюжет для художника.
В буквальном переводе "сюнга" означает "весенние картинки" и считается термином для эротической японской графики XVII-XX веков, но слово давно используется как синоним традиционной японской эротики вообще. Сегодня так именуют, например, наборы косметики с особым составом, замешанном на афродизиаках вроде "нэриги" из листьев шток-розы или "дзёгэн" из апельсиновых ростков, женьшеня, порошка из рога носорога и прочих будоражащих чувства и железы компонентах.
Первое, что отмечает всякий созерцатель сюнга — японские любовники не стремятся друг друга раздеть. Отношение японцев к обнаженному телу радикально отличается и от европейского, и от "материнских" — китайского и индийского. Европейское восприятие нагого тела воспитано античной скульптурой периода классики, изваяниями богов и героев с мальчиковыми "причиндалами" (изображать гениталии нормальных размеров считалось нарушением гармонии) и идеальными округлостями богинь-героинь.
В Японии дореформенных лет само по себе обнаженное тело не считалось остро возбуждающим. Женщины не придавали особого значения обнажению груди, так что мужчины в общественных банях и во время совместных купаний на горячих источниках обычно носили что-то вроде фартука на животе, а женщины раздевались полностью.
Эротически важными представлялись признаки первичные — и сюнгаисты изображали гениталии подробно и анатомически точно со всеми сосудами, морщинками и волосками, как правило, преувеличивая органы до исполинских размеров
Все "не основное" на картинках в большинстве случаев скрыто клубами одежд. При этом заметим, многослойные облачения на протяжении многих столетий оставались почти одинаковыми для обоих полов и разницу между мужчиной и женщиной уловить порой довольно трудно.
Полностью обнаженными любовники изображались довольно редко. На классических сюнга периода Эдо женщины тщательно одеты и причесаны, на виду лишь половые органы, иногда грудь (чаще просто широко раскрыт ворот кимоно) и — обязательно — ножки.
Вообще женские ножки — эротический фетиш сюнгаистов. В противоположность крошечным "крючкам лотоса" китайских красавиц, которым с детства бинтовали ступни (и изображали барышень обнаженными и обутыми!), ступни у японки должны быть маленькими (но ни в коем случае не карликовыми) и голыми. Обычно мужчины и женщины изображаются именно босыми, изредка — в однопалых носочках-таби.